Пятница

     Стоят бабы на коленях и пошевелиться боятся. Час прошёл, другой прошёл, — на селе уже все спать улеглись, даже собачьего лая не слыхать, а в Егоровой избе всё страстная свечка перед образом горит, — всё бабы молятся.

     Вдруг послышалось им, будто кто то в сени вошел и в чулан начал дверь толкать. Затем будто бы другой кто подошёл, и разговоры послышались.

     Бабы всё стояли и не шевелились...

     Слышат они, будто кто-то замком у чулана громыхает, чудится им, что замок треснул и наземь полетел, заскрипела чуланная дверь... А все стоят и пошевелиться боятся... Разговоры в сенях пошли громкие: кто-то смеялся и фыркал со смеху, кто-то песню даже затянул: — "а-ах да ни адна-а!"

     — Искушение, — думали бабы и вторили молитву. Слышали они, как захлопывались крышки их сундуков, как срывались двери с петлей и хлопались о-земь, и всё это приписывали силе нечистой...

     Ночь шла; страстная свечка догорела совсем, и огонек ее чуть вспыхивал у самого края деревянной божницы... Ребенок кричал в люльке и готов был каждую минуту вывалиться оттуда, — бабы боялись помочь ему и не трогались с места.

     Петухи проснулись и заорали, и первые, и вторые, и третьи; свет забрезжил, и совсем рассвело; в сенях уже не слышалось больше ни стука, ни разговоров: бабы думали, что всё кончилось.

     Вдруг опять кто-то вошел в сени и закричал благим матом.

     Вслед за тем в избу вбежал Егор, бледный и испуганный... Смотрит на  баб — а те на коленях стоят да поклоны бьют.

     — Господи Иисусе Христе, — воскликнул Егор, — что такое у нас на дому творится!.. Ведь нас до ниточки обокрали. Поглядите-ко-сь, бабы, как сундуки-то разворочены!.. Вставайте! Надо за начальством идти... И деньги сто серебром утащены! Ах, ты, господи, господи! Вставайте, аль вы оглохли?

     Бабы боятся встать: ну как гром их расшибет? Однако же кое-как уломал их Егор; встали они, пошли в сенцы, — а там все сундуки выпотрошены... Снова полились слезы и причитанья.

     Пошёл Егор по начальству жаловаться, повел с собой баб, к допросу, — те всё рассказали по порядку: как Юпла был утром, как вечером Пятница приходила.

     — Дуры вы, дуры этакие! — заговорили староста и Егор: — вот вас господь-то и покарал за ваши выдумки да непутевые поверья... Я-то из-за чего за вас мучусь?.. Ведь это Юпла мошенник вас опутал...

     — Надо скорей по горячему следу гнаться за ним! — решил голова; и в ту же минуту дали знак начальству в город.

     Бабы сначала пе верили, чтобы это мог быть Юпла, а не Пятница, — по потом, когда мошенника схватили в городе, да со связанными руками в деревню привезли, да когда он покаялся во всем, так бабы-то совсем со стыда сгорели, — и с тех пор в Прикобыловке пятниц своих нет, а праздники справляются по церковному чину.

     У мошенника Юплы отобрали всё Егорово имущество: прогулять он его не успел, только из Егоровых денег истратил пять целковых. Но Егор не жалел этих денег: он был рад, что бабы его образумились.

     Затем Юплу начали судить... Поделом вору и мука!

 —

      Много этаких-то на Руси у нас поверий и предрассудков: всех не перечтешь и пе перескажешь; но все они ведут к нашему несчастью и убыткам: есть в деревнях казенные доктора, — а мужички к знахарям идут; чем бы у батюшки спросить о чем-нибудь, что нужно, — нет, идут к отставному солдату — пройдохе, и в обоих случаях страдают одинаково. Знахарь дает травы, — глядь, к ночи живот у больного подвело, а к утру он богу и душу отдал; послушал солдатской премудрости, стал делать по его приказу, — ан, глядишь, и выходит, что солдат-то надул. А потом, когда случится от этих глупых советов какое-нибудь несчастье или неудовольство, — опомнятся да и начнут плакаться, когда поздно. Во всём надобно слушать людей знающих; правду говорит пословица: "семь раз смеряй, а один отрежь", так и во всем: прежде узнай, в чем дело, да так ли, да верно ли, да не фальшиво ли, — а когда узнаешь, то так и делай.

     А не то навернется хорош-удалой человек, как раз оболванит и последнее возьмет...

 

     Источник:

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О РЕЛИГИИ
Составитель и автор предисловия П.И. Сумарев
Москва
Издательство "Советская Россия"
1959
Тираж: 50 000 экз.

 

     Распознавание текста: Open OCR Cuneiform
     Оператор: Сухоруков Б.Б.
     Примечание: Сухоруков Б.Б.

 

     Примечание

     Имя Юпла звучит как-то непривычно. Не встречаются сейчас люди с таким именем. "Юпла" - чувашское слово, которое означает — разговаривать, судачить. В рассказе Успенского имя Юпла похоже на прозвище, вроде болтуна, балагура.

Дополнительная информация