НОВОСТИ

Степан, Люба, Пётр и Феврония

Пётри и Феврония Муромские от Сергея Норышева

     Сергей Норышев создаст в Омске скульптурный портрет православных святых Петра и Февронии Муромских.

     Сергей Викторович Норышев прославился тем, что создал несколько популярных скульптур, ставших визитными карточками Омска. Речь идёт о железном сантехнике Степане и девушке Любе. Два эти образа уже более десятка лет тиражируются в виде открыток, календариков, постеров, настольных фигурок и магнитов на холодильник.

     И вот опять Сергею Норышеву предстоит создать культовую фигуру. Популярность нового изваяния предсказать нетрудно. Пока в Омске будут заключаться браки, скульптура не останется без внимания, так как станет обязательным объектом для паломничества молодожёнов.

     Как сообщает портал Правительства Омской области скульптор Норышев признан победителем конкурса на лучший проект памятника "Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские".

Композиция, предложенная Сергеем Норышевым, представляет собой две бронзовые фигуры высотой около трех метров в обрамлении кольца. Над Петром и Февронией парит ангел-хранитель, правой рукой благословляющего святых.

     Памятник благоверным святым Петру и Февронии планируется открыть в центре Омска, в сквере у Свято-Никольского казачьего собора 8 июля 2011 года, в день памяти святых, который в православном календаре отмечен, как День семьи, любви и верности.

СПРАВКА

Норышев Сергей Викторович родился в г. Термезе Сурхандарьинской области Узбекской ССР. Окончил скульптурное отделение Республиканского художественного училища им. П. П. Бенькова в Ташкенте (1978). В 1981-1987 гг. работал скульптором в Самаркандских производственных художественных мастерских Художественного фонда УзССР, с 1987 г. – в творческо-производственном комбинате Омского отделения ХФ РСФСР. Член Союза художников с 1995 г. Участвовал в областных, региональных, республиканских, тематических выставках. Основные работы: декоративный фонтан "Драконы". 1982. Бетон (Самарканд, пл. "Регистон"); "Скорбящая мать". Монумент погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1988-1990 (колхоз "Власть советов" Саргатского района Омской области); "Степан". Городская скульптура. 1998. Металл (Омск. Дизайнер И. А. Вахитов); "Люба". Городская скульптура. 1999. Металл (Омск. Дизайнер И. А. Вахитов). Одной из последних работ мастера является монумент труженикам тыла, установленный в Омске в 2009 году.


Иллюстрация: эскиз монумента "Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские". Источник: портал Правительства Омской области

Другие статьи по теме "Скульптура": Омский символ супружеской верности, Проезжая Улу-Теляк

Омский символ супружеской верности

На месте будущего памятника Петру и Февронии в Омске

     Семь проектов памятника святым благоверным Петру и Февронии Муромским, покровителям семьи и брака, поступило в оргкомитет регионального конкурса по созданию в Омске скульптурной композиции. Эту новость сообщило РИА Новости, со ссылкой на Министерство труда Омской области.

     Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся  в Муромском  Свято-Троицком  женском  монастыре.  С 2008 года в день памяти святых 8 июля россияне отмечают "День семьи, любви и верности". Эмблемой этого праздника стала ромашка.

     Открытый конкурс на лучший проект памятника Петру и Февронии объявлен в этом году областным  Минтруда. В настоящее время прием  эскизов официально завершен. Свое видение будущей скульптуры представили шесть авторов из Омска и Москвы и один творческий коллектив. Победителя выберет конкурсное жюри, в состав которого вошли представители областного Минтруда, православного духовенства, деятели искусства, архитекторы. Лучший проект жюри планирует объявить к середине сентября. В конкурсном задании требуется, чтобы проект памятника соответствовал православной традиции и эстетике изображения святых благоверных Петра и Февронии Муромских, а также выражение ассоциативной связи празднования Дня семьи, любви и верности с образами этих святых.

     Предполагается, что скульптура будет создана на благотворительные пожертвования и установлена в Омске в сквере, недалеко от Никольского казачьего собора, где временно располагается камень с памятной табличкой.

     Возможно, памятник Петру и Февронии станет местом постоянного паломничества молодожёнов в Омске. В настоящее время сразу после торжественного обряда бракосочетания молодые едут возлагать цветы в Парк Победы или к вечному огню у Памятника борцам революции, или к монументу в виде пушки с ядрами на том месте, где Иваном Бухольцем была заложена первая Омская крепость.

 

Иллюстрация: Табличка на памятном камне, который установлен на месте будущего памятника Петру и Февронии Муромским в Омске.

Их школа отделена от религии

У России свой, особый путь

     Административный совет бельгийского города Шарлеруа ввел с нового учебного года запрет на ношение в коммунальных школах мусульманских платков и христианских крестов.

     Как сообщает NEWSRU, запретительная мера распространяется на ношение любых политических, философских и религиозных атрибутов учениками как начальных, так и средних школ. Нижняя палата федерального парламента Бельгии в мае этого года проголосовала за запрет по всей стране на ношение женских традиционных мусульманских одеяний - паранджи и никаба. Аргументом в пользу принятия решения стал тот факт, что за подобным одеянием нельзя идентифицировать того, кто носит его. Если законопроект будет одобрен верхней палатой парламента, Бельгия станет первым в Евросоюзе государством, где принят закон, запрещающий ношение паранджи в общественных местах.

    А в это время в России дебатируется вопрос, можно ли в общеобразовательных школах проводить уроки религии представителям религиозных конфессий. Подобная практика была около века назад, когда в школах преподавался предмет "Закон Божий". Февральская революция 1917 года не только упразднила монархию, но и впервые в многовековой истории России провозгласила ее светским государством. До 1917 года связь Церкви и государства, которую называли симфонией государственно-церковных отношений, оставалась почти нетронутой. Эта модель была унаследована еще от Византии, где распорядителем всего и вся был православный монарх, а Церковь получала от него право контроля над душами, сердцами и верой подданных.

     Сегодня в некоторых школах разные виды религиозных уроков проходят факультативно. И на подобных уроках порою совершаются обряды соответствующего религиозного культа - молитвы, песнопения и прочие. Хотя российскими законами декларируется светский статус государства.

Правда, содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Между тем такая норма (ст. 9 "Светский характер государственного образования") содержится в действующем Законе РСФСР о свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г. Следовательно, Конституция допускает изменение Закона в данном отношении. Пока же Закон разрешает преподавание вероучений только в негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан во всех учебных заведениях.

     Похоже, что сегодня Россия и Европейский союз по пути гражданских свобод идут в противоположных направлениях. Европейские общеобразовательные школы в максимальной степени становятся светскими учреждениями, а в России всё больше приобретают черты церковно-приходских.

 

Иллюстрация: Коллаж с композицией Александра Косолапова "Hero, Leader, God" (Герой, Лидер, Бог).

Использованы материалы: Статья в Новой газете "Церковь и революция", статья "Светское государство"

Дополнительная информация