НОВОСТИ

Почему много жертв в Невском экспрессе?

  • Печать

     "Что случилось с Невским экспрессом?" - так я озаглавил запись в своём блоге. Меня, как инженера, больше интересует не политические причины, а технология. Технология безопасности.
     Скорый поезд "Невский экспресс" следовал 27 ноября из Москвы в Санкт-петербург. 650 пассажиров и около 30 проводников. Скорость поезда достигает 180 км в час.
     На территории Тверской области на перегоне Угловка — Лыкошино около деревни Хмелевка примерно в 1,5 км от административной границы с Новгородской областью в 21.34 под поездом произошёл взрыв. Часть вагонов проскочила место взрыва. Но три хвостовых вагона Невского экспресса сошли с рельсов. Два вагона даже не перевернулись. Намного сильнее других повреждён один вагон, который завалился набок.
     В первые часы после аварии погибло 25 человек, около ста человек ранено и около десятка человек числятся пропавшими без вести.
     Как предполагают эксперты, взрыв произошёл под вагонами, на дорожном полотне. Кроме ударной волны и тряски от движения по пересечённой местности на вагоны не оказано других воздействий. Но почему оказалось так много погибших и раненых? Будто взрыв произошёл внутри вагона, а не за его пределами.
Излом рельса под поездом и под трамваем
     Здесь я специально привожу две фотографии с изломанным рельсом. Я посчитал их похожими и решил сравнить последствия.  На первой фотографии рельс сломанный под поездом Невский экспресс. На второй фотографии рельс, который сломался под проходившим по нему омским трамваем.
     Когда сошёл с рельсов трамвай в Омске, то никто сильно не пострадал. Пассажиры и кондуктор отделались лёгкими ушибами и испугом. Об этом инциденте даже не упомянули в СМИ, ввиду малозначительности.
     В Невском экспрессе картина аварии гораздо страшнее. По словам очевидцев, скоростной поезд оказался плохо подготовлен к чрезвычайной ситуации. Не хватало элементарных бинтов в аптечках, чтобы оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
     Мягко выражаясь, очень странной оказалась конструкция "сидячего" вагона. В момент аварии многие кресла оторвало от пола, с мест их крепления. В вагоне образовалась куча из тел пассажиров, ручной клади и кресел. На фотографиях корреспондентов Комсомольской правды отчётливо видно, что пассажирским креслам почти нечем было держаться. В их основании торчат какие-то небольшие шурупы. Но это же не кинотеатр, а вагон, в котором и без терактов бывают случаи экстренного торможения.
По какой бы причине не произошла авария, в транспортном средстве должны быть элементарные средства безопасности. Но пассажиры поезда оказались заложниками чьей-то расхлябанности.  К сожалению, случай с Невским экспрессом показал, что технология безопасности при проектировании пассажирского вагона осталась без внимания.
     Новые скоростные поезда сейчас курсируют между многими соседними городами. Перевозчики не перестают гордо сравнивать скорости поездов со скоростями самолётов. Но на каком уровне в этих поездах обеспечивается безопасность? Так ли поезда безопасны, как быстры?
     Я всегда считал, что поезда - самый надёжный вид транспорта в сравнении с авто- , авиа- и водным транспортом. Но это было тогда, когда надёжно работала проверенная годами инженерная школа. В последнее время на первый план выходит не надёжность, а - экономия. На железной дороге только магистрали остаются государственными. А в остальной части инфраструктура всё больше отходит к частным владельцам. Может быть, это и сыграло роковую роль в снижении безопасности перевозки пассажиров. Может быть, по этой причине в катастрофе Невского экспресса оказалось так много пострадавших.