НОВОСТИ

Кто придумал детский садик?

     Для детского сада отвели лучшие комнаты в небольшом и очень уютном доме — столовую, зал и гостиную. Здесь проводились занятия по рисованию, лепке, плетению. Велось обучение чтению и счету. Девочки осваивали игру на фортепьяно, а мальчики — на скрипке. И, конечно, много времени отводилось подвижным играм, причем летом занятия проводились на свежем воздухе. Тогда же в будущем доме-музее Вересаева возникла традиция проводить детские праздники и елки для малышей со всей округи. Эта традиция здесь жива и по сей день. Елизавета Павловна Смидович энергично и добросовестно старалась наладить работу детского сада, приобретала оборудование и различные материалы. Прирожденный воспитатель, она проводила занятия, организовывала игры и другие развлечения. Ее супруг Викентий Игнатьевич изготовил большой ландшафтный макет, по которому дети изучали горы, долины, моря, острова и реки. Среди воспитанников этого сада были дети Смидовичей, а также дети их родственников и знакомых. Этот детский сад просуществовал всего 3 года, а в 1875 г. был закрыт. Плата за содержание детей в этом дошкольном учреждении была символической, и чуть ли не все средства семьи, которые зарабатывал доктор Смидович, уходили на его содержание.

     В 1892–1893 годах Женское патриотическое общество открыло бесплатные детские сады для детей обоего пола при Литейной и Выборгской Рукодельных школах, где получали профессиональное образование дочери бедных горожан. Позже благотворительные детские сады были устроены Александро-Невским обществом трезвости, Обществом пособия бедным женщинам, Обществом попечения о бедных детях "Лепта", некоторыми Городскими попечительствами о бедных; детский сад на 50 мест имелся при 1-м Городском сиротском доме. В 1898 г. Е. П. Калачева устроила на острове Голодай Бесплатный народный детский сад, а при нем – "Сельскохозяйственный приют"; позже под ее председательством в С.-Петербурге действовало Общество устройства народных детских садов, которое устроило детский сад с бесплатной детской столовой на 15-й линии, 40 (в 1910 г. здесь содержалось 49 мальчиков и 37 девочек).

Плакат Алексея Комарова "Митинг детей" (1923 г.)

     В 1890-е – 1900-е детские сады различных типов, как и ясли (иногда эти понятия не разделялись), получили в С.-Петербурге широкое распространение. Они действовали при гимназиях с педагогическими классами, в приходах православных и иноверных храмов, нередко устраивались заводчиками при промышленных предприятиях.

     В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. по статье "Занятия с детьми дошкольного возраста" предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 коп. в год. К. октябрю 1917 г. в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 платные.

     В 1918 детские учреждения стали частью государственной системы просвещения и здравоохранения.

 

При подготовке статьи использованы источники: "История детских садов в России", ДЕТСКИЙ САД.РУ, Агентство Национальных Новостей

Обсудить статью можно в разделе "Детские сады" на форуме "Омскмама"

Дополнительная информация