НОВОСТИ

Проезжая Улу-Теляк

     Я доехал до Адлера, осмотрел вагон, закрыл на ключ и побежал к морю. У меня был всего час, пока заправится поезд и приготовится в обратный путь. Впервые в жизни я искупался в море. Я плескался как маленький ребёнок. Отплёвывал соль и снова нырял. Так мокрый и солёный пибежал на вокзал буквально за несколько минут до посадки пассажиров. По пути домой я накупил слив, абрикосов, черешни. Поездка получилась насыщенной, счастливой.

     Может быть, кто-то подумает, что неуместны такие легковесные воспоминания рядом с огромной трагедией. Но всё было именно так. О масштабах катастрофы никто толком ничего не знал. В СССР был особый информационный режим. Информация строго дозировалась, цензурировалась, засекречивалась. Например, милиционер, по прибытии к месту происшествия и узнав о количестве жертв более двух человек, был обязан принять все меры для предотвращения бесконтрольного распространения информации. Чтобы не создавалась в обществе паника. Чтобы враги не узнали о потерях среди населения советской страны в мирное время. Время расцвета социализма ...

     Это сейчас по крупицам собраны материалы и из подробных деталей вырисовывается общая картина произошедшего под Ашой. А в 1989 году было известно, что случился большой пожар и погибло много людей. А сколько это "много"? Больше двух человек ...

Памятник омичам-жертвам железнодорожной катастрофы 1989 года

     Об истинных масштабах знали только те, кто был очевидцем трагедии. Но газеты не печатали тогда развёрнутых интервью с большими цветными фотографиями. Не было у населения цифровых фотоаппаратов, компьютеров, интернета. Того, что сейчас есть везде и у всех, как обязательная норма.

     Я не знал подробностей катастрофы много лет. И лишь когда случайно оказался в сквере у дворца культуры имени Лобкова (недалеко от Омского ж.д. вокзала), я увидел монумент жертвам трагедии. Прочитал список из 130 фамилий, начертанных на мраморных плитах. Это только список омичей. Всего  же, по официальным данным, погибло 575 человек. На мемориале на месте катастрофы выбиты 675 имен, а по неофициальным данным погибли около 780 человек.  Многие пассажиры ехали целыми семьями, с детьми. А на детей раньше билеты без места не выписывались.

     Женщина держит на руках ребёнка. А вокруг их тела лижут языки большого пламени. И от этого огня не спастись. Так выглядит чёрная скульптура в Омске. У мемориала в дни памяти появляются живые цветы.

Справка о событии:

3 июня 1989 года в 23 часа 9 минут 33 секунды сейсмическая служба Советского Союза зарегистрировала на территории Башкирии взрыв. Катастрофа произошла в момент входа в зону загазованности двух пассажирских поездов - N211 и N212, следовавших из Адлера в Новосибирск и из Новосибирска в Адлер с 1284 пассажирами и 86 членами поездных бригад. Взрывом были разрушены 37 вагонов и два электровоза, при этом семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри. Ударной волной были сброшены с путей 11 вагонов. Погибли 575 человек, травмы получили 623. Железнодорожная катастрофа на перегоне Аша — Улу-Теляк  считается крупнейшей в истории России и СССР.

Материалы по теме: Взрыв под Ашой, обсуждение аварии на форуме, фоторепортаж "Поезд ПАМЯТИ", Россия вспомнит жертв катастрофы

Дополнительная информация